Кухонный комбайн без электропривода, или Еще раз о наших милых женщинах

Какие черты отличают современную женщину? Какими хотят быть наши дочери, когда вырастут? О каком счастье мечтают? Что, по их мнению, должна уметь современная женщина? Накануне праздника Благовещения мы провели мини-опрос, задав эти вопросы нашим дочерям и дочерям наших друзей.
Маленькое женское счастье
Как показали результаты этого мини-исследования, идеалом наших дочерей является женщина активная, деловая, стремительная, самостоятельная, образованная. При этом она должна отличаться справедливостью и добротой, быть понимающей и любящей Когда они вырастут, хотят видеть себя красивыми, умными, умеющими выражать свои мысли, веселыми, стильными, добрыми.

Среди профессий, которые «примеряют на себя» наши дочери, наиболее популярными являются «художник», «музыкант», «юрист». Непопулярны сегодня среди наших подростков такие типично «женские» профессии как врач и педагог. Заглядывая в будущее, девочки бояться «стать пропащим человеком», «бомжом», «безработной», «униженной». Они хотят, чтобы их понимали и любили.

А что же должна уметь современная женщина? Лишь некоторые назвали умение воспитать детей. Среди наиболее распространенных навыков, необходимых женщине в семейной жизни, перечисляются следующие: «готовить», «шить», «вязать», «стирать», «гладить», и при этом «танцевать». «Формулу счастья» такой «идеальной» женщины вывела одиннадцатилетняя Наташа: «Счастье – это состояние человека, когда ему уже ничего не хочется». Жутковато, не правда ли?

Когда мы перечитывали эти анкеты с моей женой, она, улыбнувшись, сказала: «Складывается впечатление, будто женщины считают мужчин идиотами, которые не в состоянии себя прокормить, обстирывать и убрать за собой». А я подумал о другом: наши дочери проецируют на будущее то, что видят вокруг себя, прежде всего в доме. Они «примеряют» на себя роль мамы, как они видят ее в доме, они «смотрят» на маму глазами папы, и в их маленьких девичьих головках формируется представление об ожиданиях мужчины относительно женщины. Описанная в анкетах женщина – идеальный домашний комбайн без электропривода. Но для того ли дал нам женщину Бог и так ли Он смотрит на ее призвание?

Тайна Адамова ребра
Для мужчины супруга – воплощение Божиего замысла: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Он может повторить вслед за Адамом, первым мужем на земле: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Библия представляет человеческое существо как неразделимое целое в форме двух обращенных друг к другу лиц. В этой открытости друг другу каждый утверждает себя в своей неповторимой ценности. Мужчина и женщина сотворены друг для друга, но это не значит, что Бог сделал их „не полностью” или „наполовину”. Они равны по достоинству и в своей „мужской” и „женской” сущности они отражают премудрость и благость Творца. Каждый из них есть вполне человек, но не исчерпывает собою полноты человеческой природы. Появляющееся в оригинале книги Бытия 2, 21 еврейское слово цела переводится не только как ребро, но и как сторона. Тем самым библейский автор указывает нам, что человек создан как единое существо, состоящее из „двух половин” — мужской и женской.

Человек — это двуединая личность.
В замысле Божием мужчина и женщина призваны созидать сообщность любви — „быть одной плотью”, „плодиться и наполнять землю”, владычествовать над землею. Мужчина и женщина призваны участвовать в Божием замысле о других созданиях. Отсюда проистекает их ответственность за мир, который Бог им доверил. Быть „одной плотью” значит больше, чем физическое соединение. В Священном Писании слово „плоть” часто употребляется для обозначения всего человека. Призвание быть „одной плотью” означает призвание к полноте общности жизни, в которой мужчина и женщина восполняют свое естество.

Анализируя вторую главу книги Бытия, итальянский богослов Марко Рупник приходит к следующему выводу о Божием предназначении женщины: «Помощь, которую оказывает Ева Адаму, не состоит в том, чтобы «стирать ему рубашки». Помощь состоит в том, что благодаря женщине мужчина, ища свое ребро, начинает преодолевать свою ограниченность. Это помощь в отнологическом аспекте. Она состоит в том, что Адам уже не может отныне замкнуться сам на себе. Это духовная помощь, поскольку Ева напоминает ему о Боге, об отношениях, о личности и не позволяет ему замкнуться на мире вещей, изолироваться. И так начинается путь спасения, выход из смерти, выход из эгоизма».

Повиновение в Господе
Библейская истина о призвании женщины имеет и свою обратную сторону — женщина успокоится только у бока того, у кого была «взята». Потому Апостол Павел и говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5, 22). Одна из величайших добродетелей жены – повиновение мужу.

«Так вот к чему он клонит», — воскликнут некоторые из вас, — «назад, в патриархат». Не торопитесь с выводами. Давайте послушаем женщину. Вот как пишет об этом Нэнси Ван Пелт, много лет посвятившая семейному служению и, в частности, консультированию женщин: «В подчинении нет ничего унизительного, и мы не должны стесняться этого слова. Когда мы уясняем для себя библейскую цель семейных отношений, основанных на взаимной поддержке, нам становится понятно, что, подчиняясь, женщина не становится на более низкую ступень, чем мужчина, и что подчинение не означает беспрекословного повиновения… Христианская концепция взаимной поддержки подразумевает, что подчинение со стороны женщины – это добровольное подчинение женой своих собственных прав правам мужа. Итак, слово «подчинение» звучит устрашающе только в том случае, если его рассматривать вне системы отношений, основанных на взаимно поддержке».

Такие крайности, как бессловесность, беспомощная зависимость, рабская покорность и слепое повиновение не являются теми качествами, которые характеризуют жену, понимающую, что значит истинное подчинение. Жена, которая умеет подчиняться, обладает своим собственным достоинством и мнением, но ей также свойственны уважение к главенству мужа и готовность ему подчиниться. Женщина, которая поддерживает своего мужа, всегда ободрит его. Если муж принимает решение, она вправе (и должна) высказать свою точку зрения, но лучше ей доброжелательно согласиться с его решением. Возможно, она не согласилась бы с таким решением, если бы его принимал не ее муж. Но поддерживая мужа, она пробуждает в нем стремление к лидерству и помогает ему открыть свое мужское призвание. Муж, осуществляя главенство, чувствует себя настоящим мужчиной, растет его уверенность в себе, а жена, открывшая умение подчиняться, будет иначе относиться к самой себе и к дому. Дети, растущие в такой семье, научаться истинному уважению, без которого не могут существовать дом, семья и общество в целом.

Уважение, несмотря ни на что
«Но мой муж не заслуживает уважения, — можно услышать возражение. — Он мелочный, вздорный, обидчивый. Как можно признать над собой главенство такого мужчины»? Действительно, бывает, что жена – человек гораздо более духовный, чем ее муж, и она может использовать это как благочестивое извинение неподчинению своих прав правам мужа. Она чувствует себя уполномоченной противоречить его мнениям по вопросам христианского образования, посещения церкви, крещения, изучения Библии, наказания детей. В Библии сказано: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покорятся слову, житием жен своих без слов приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр 3, 1-2).

Глубокое уважение и готовность идти на компромисс, даже если это в чем-то противоречит убеждению женщины, даст Богу возможность решить эту проблему уже Своими высшими силами. Уступки со стороны жены часто смягчают дух противоречия мужа по отношению к религии, потому что он не может не уважать веру, которая побуждает ее многим пожертвовать ради него.

Мужчина же должен помнить следующий наказ святого Амвросия Медиоланского: «Ты не хозяин ее, но ее супруг; она отдана тебе не в рабство, а в жены… Плати ей заботой за ее заботу о тебе и будь благодарен ей за ее любовь».

Быть матерью – призвание женщины
Призвание женщины осуществляется в чадородии. Сам Господь, устами Апостола Павла учит нас, что женщина «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим 2, 15). В чадородии раскрывается глубинный аспект тайны любви мужчины и женщины. Вот как описывает ее великий швейцарский богослов Ганс Урс фон Бальтазар. Мужчину он рассматривает как «слово» (Wort), а женщину как «ответ» (Ant-wort) или «отблеск» (Ant-litz). В этом он видит таинственное отражение сотворения человека как образа Божия. «Первый Адам, — пишет Бальтазар, — впервые называет в природе имена зверей, и как он их называет, так они и зовутся. Но ответа, соответствующего его достоинству, он от них не получает. Только когда Бог создает из его ребра женщину, природа, (наконец-то!), открывается ему в достойном ответе… Женщина по существу есть, таким образом, от-вет (от-зыв)… Если мужчина — это зовущее слово, то женщина — звучащий ему навстречу отзыв во взаимном стремлении друг к другу». Причем, ответ женщины — преизбыточествующий: она отдает мужчине не только то, что от него получила, но более того: приносит общий плод. Поэтому «мужчина, как зачинающий (плод), определяющий и ведущий при всем равенстве достоинства имеет примат и является подобием Бога, а женщина как принимающая во чрево и рождающая есть по сути свой ответ мужчине, ‘помощница’, его, но также и ‘полнота’, и ‘слава’, и, таким образом, — подобие тварного мира».

На забытую добродетель материнства неоднократно указывает Иоанн Павел II: «Хочу напомнить, особенно девушкам, что материнство – это призвание женщины. Так было вчера, так есть сегодня, так будет всегда. Это призвание ее вечно … В наше время, как никогда, мир нуждается в материнстве, которое является физическим и духовным призванием женщины».

Эти слова он произнес в начале своего понтификата. А в 1981 году в адхортации Familiaris consortio Папа написал следующее: «Признавая за женщинами, так же как и за мужчинами, право на занятия общественными делами, общество тем не менее должно быть организовано таким образом, чтобы супруги и матери не были фактически вынуждены трудиться вне дома и чтобы их семьи имели бы возможность жить достойно и зажиточно, даже если они посвящают себя целиком только семейным делам. Необходимо, кроме того, преодолеть образ мышления, согласно которому престиж женщины зависит в большей степени от ее деятельности вне дома, чем от занятий в семье. Для этого требуется, чтобы мужчины по-настоящему уважали и любили женщин, оберегая их личное достоинство, и чтобы общество заботилось о создании и развитии благоприятных для домашнего труда условий» (23).

Послесловие для мужчин
Когда-то Фридрих Энгельс написал: «Уровень развития общества определяется качеством его отношения к женщине». Я всегда вспоминаю эти слова, когда вижу женщин-крановщиц, женщин-асфальтоукладчиц и других женщин, «уравненных в правах» с мужчинами. И содрагаюсь. А ведь все начиналось с «эмансипации» женщин, борьбы за «равноправие» с мужчинами. Но библейская правда о женщине гласит, что при равном достоинстве мужчина и женщина имеют свое неповторимое служение в мире. Проблема феминизма, как на то указывает папа Иоанн Павел II, коренится как раз «в недостатке подлинного уважения к женщине». Задача пастырей, богословов, катехизаторов, лидеров семейных движений и сотрудников семейных центров в том, чтобы наново осознать подлинное место женщины в мире, вновь открыть ее духовную красоту и исключительную одаренность. И в первую очередь это задача нас, мужей.

Я вспоминаю слова Энгельса и когда вижу женщин, превратившихся в комбинат бытового обслуживания своих мужей. И содрогаюсь еще более. Это мы превратили их в таких и заставили смириться с этим. Если это имеет место и в нашей семье – пора покаяться и изменить отношения.

Говоря о духовности супружеской любви, отец Марко Рупник отмечает, что любящий человек, это такой человек, который может посмотреть на другого глазами Бога. Его взгляд проникает «сквозь» несовершенства любимого человека и в состоянии усмотреть в нем то, xто наиболее ценно в этом человеке, «Божий образ». Этот образ, как и глубины Божии, неисследим. Поэтому любимая для любящего всегда останется загадкою. Поэтому и любовь «в Господе» всегда юна и свежа.

Пора посмотреть на наших жен не через призму приписанных им социальных ролей, а глазами Бога. Чтобы начать учиться – есть хороший повод: праздник Благовещения. Именно этот день для нас, христиан, должен стать «международным женским днем». Не 8 марта, отмечаемое сегодня как «женский день» с подачи эмансипированной безбожницы Клары Цеткин. К чему привело «исправление мира» такими как она мы хорошо знаем. Но Благовещение – праздник женщины (жены и матери), «боящейся Господа» и «достойна хвалы» (ср. Притч 31, 30). Поздравим сегодня наших дочерей и жен — тех, кого «полюбили и взыскали от юности своей» (ср. Прем 8, 2). Подарим им букетик весенних цветов. Пусть знают, что это их праздник.

И возблагодарим Господа, даровавшего нам таких помощниц. Ибо «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получит благодать от Господа» (Притч 18, 23).