Брак по-христиански

Помню, как при первом прочтении Апостольского послания папы Иоанна Павла II Familiaris consortio, меня поразило следующее высказывание: «Семья, стань тем, что ты есть». По началу меня смутила и даже раздражала внешняя неправильность построения этой фразы. Однако, вникая в мысль Понтифика, я раскрыл для себя колоссальный смысл, заложенный в этих шести словах.

«Семья, стань тем, что ты есть». Это лаконичный и жестокий диагноз нашей современной семьи: она не является тем, чем она «есть» по существу. Говоря другими словами, семья в современном мире утратила осознание своей идентичности, осознание своего предназначения. Большинству наших современников уже не ясно, чем семья отличается от других малых социальных групп и в чем сущность ее призвания. Отмечая колоссальное количество разводов и абортов, растущее число неполных семей и супружеских измен, мы видим, что семья больна, она утратила понимание смысла собственного бытия.

Почему так происходит? Мы, христиане, видим в этом последствия греха. (Уже в Ветхом Завете Бог пожелал, чтобы любовь мужчины и женщины была знаком Завета, который Он заключил со Своим Народом_. Но вследствие первородного греха реальность брачного союза мужчины и женщины была также искажена. Своим грехопадением человек нарушил замысел Божий, осквернив любовь и брак. Эгоизм, как и повсюду, внедрился также в любовь и брак. Поврежденной оказалась не только внутренняя близость в общей жизни. От греха пострадала также плодовитость семьи. Великолепный дар Божией любви превратился в испорченный плод, разъедаемый червем греха. Восстановление порядка творения (в том числе и брака) стало возможным благодаря пасхальной жертве Иисуса Христа.

После грехопадения брак оставался своего рода лекарством, ограничивающим распространение греха. Он помогал (и помогает) преодолевать замкнутость на самом себе и сосредоточенность на погоне за удовольствиями. В браке человек может открыть всего себя другому. Это лекарство обретает свою действенную силу в таинственной реальности христианского брака.

Новый Завете открывает нам Божию волю о том, чтобы в таинстве брака супружеский союз был иконой брачной тайны Христа и Церкви. Вовлеченный в тайну Христа, брак обретает свою подлинную глубину. В этой искупительной тайне восстанавливается первоначальный смысл брачного союза мужчины и женщины. Присутствие Христа придает его хрупкой земной реальности сверхприродную значимость. Воссоединение мужчины и женщины во Христе является средоточием их искупления и спасения. В этом смысл христианского брака. В христианском браке человек избавляется от своего жестокосердия.

«Семья, стань тем, что ты есть». Это горячая мольба об обретении семьей своего утраченного достоинства, своей подлинности. Но где пролегает путь семьи к самой себе? На этот вопрос дает ответ христианская традиция. Путь этот – в обновлении духовных основ супружества. Об этом говорил Иоанн Павел II и во время своего недавнего паломничества в Украину. Папа особо настаивал на необходимости «виховувати християнські родини з глибоким досвідом Бога й у повному усвідомленні задуму Творця щодо подружжя».

В замысле Божием мужчина и женщина призваны созидать сообщность любви — „быть одной плотью”, „плодиться и наполнять землю”, владычествовать над землею. Мужчина и женщина призваны участвовать в Божием замысле о других созданиях. Отсюда проистекает их ответственность за мир, который Бог им доверил. Быть „одной плотью” значит больше, чем физическое соединение. В Священном Писании слово „плоть” часто употребляется для обозначения всего человека. Призвание быть „одной плотью” означает призвание к полноте общности жизни, в которой мужчина и женщина восполняют свое естество.

Настоящая человеческая любовь всегда плодоносна. Любовь не ищет своего. Она стремится расточить, раздать, реализовать себя, принести плод. Плодность брака проистекает из внутренней сущности самой личностной любви. Она естественным образом стремиться воплотиться в общем Третьем. Супружеская любовь способна к высшей форме плодоносия — чадородию. Высшей, ибо, передавая жизнь новому человеческому существу, супруги участвуют в таинстве творения. Через них Господь призывает из тьмы небытия к свету жизни новое человеческое существо, душу живую, которая никогда уже не умрет. Об этом учат и отцы Второго Ватиканского собора: «Действительно, пусть будет всем известно, что человеческая жизнь и долг ее передачи не ограничиваются веком сим, не поддаются его мерке и разуму, но должны быть всегда относимы к вечному назначению человека» (Радость и надежда, 51).

Одним из „камней преткновения” современного мира является требование нерасторжимости брака. Многие задаются вопросом: Как можно сегодня взять на себя обязательство на всю жизнь, когда я не знаю ни своего будущего, ни будущего моего партнера. Вопрос усложняется тем, что современная культура, ориентируясь на жизнь сегодняшним днем и переменчивый мир, принижает значение долгосрочных обязательств. И, тем не менее, только вечная клятва истинно достойна величия человека, который хоть и живет в изменчивом мире, но обладает силой духа, хранящей человека от рабской покорности изменчивому миру.

Вопросы любви и добрачного секса, супружеской верности и разводов, противозачаточных средств и абортов, воспитания детей и ответственности за них… Это вопросы, ответы на которые небезразличны для нас. Они занимают не последнее место в жизни каждого человека, живущего семейной жизнью или желающего основать семью. Вопросы не банальные, поскольку касаются совести и жизни конкретных людей. На многие из них нам отвечает в своей книге отец Яцек Салий – священник с богатым пастырским опытом, блестящий знаток Библии и церковного Предания. Книга родилась из его переписки с читателями журнала „W drodze”, в котором отец Салий вот уже много лет ведет постоянную рубрику. Стиль отца Яцека очень личный, исповедный. И вместе с тем в его словах – и это очень важно – мы слышим не его личное мнение, но голос церковного учения.

Путь, который предлагает человеку христианство, не всегда гладкий. Особенно, когда возвышенное учение Церкви достоинстве мужчины и женщины, о браке и семье, о нравственных аспектах регулирования рождаемости мы перелагаем на язык нашей повседневной жизни. Но христианский брак зиждется на мощном основании, которым есть Сам Господь Иисус. Поэтому в решении всех наших вопросов Он сопутствует нам своим светом. Он есть и Путь, и Истина, и Жизнь. Следуя этим путем, мы способны обрести исцеление наших душ, наших отношений, наших семей, нашего общества. Поэтому сегодня, как и много столетий тому назад, актуальны слова Святого Августина: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах».

Александр Доброер. Предисловие к книге Я. Салий. Брак по-христиански / Пер. с польск. И. Шлепаковой. — К.: Кайрос, 2000. — 164 с.