Нужно ли канонизировать Мартина Лютера?

Европейский институт социальных коммуникацийНа пороге очередной годовщины со дня публичного выступления Лютера с 95 тезисами, которое для многих протестантских общин является символическим днем Реформации.

Мы спросили Александра Доброера, католического богослова, социолога, журналиста, директора Европейского института социальных коммуникаций, стоит ли эту дату называть праздником, ведь после выступления Лютера последовали кровавые войны, раскол Церкви. Об этом и другом в передаче «Точка отсчета».

Начало Реформации восходит ко дню 31 октября. Как гласит лютеранская традиция, именно в этот день 1517 года августианский монах и доктор богословия Мартин Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями. Однако, новейшие биографы Лютера оспаривают этот факт. Так, в частности, немецкий католический историк Эрвин Изерло, возглавлявший Католический экуменический институт в университете Мюнстер, отмечал, что ни в одном из своих произведений Лютер не упоминал о том, что публично вывесил свои тезисы. Наоборот, ссылаясь на свидетельства самого Лютера, он утверждает, что тот отослал письма с тезисами архиепископу Альбрехту, с ведома которого продавали индульгенции, а также местному ординарию епископу Иерониму Бранденбургскому. В письмах он, в частности, упрашивал иерархов запретить кощунственные проповеди и практики продавцов индульгенций. Письмо к архиепископу сохранилось и оно датировано «вигилией торжества всех святых» то есть 31 октября. Как пишет историк Церкви Йозеф Лортц, «они начинаются со вполне католического высказывания, в котором впечатляюще сформулировано христианское учение о метанойе и о стремлении к внутренней справедливости. В целом эти тезисы фактически были восприняты как тяжелое обвинение в адрес Церкви, хотя они возникли в лоне Церкви и мыслились Лютером как серьезная попытка ее реформирования». Первоначально Лютер не собирался предавать эти тезисы публичной огласке. Епископы не ответили Лютеру, но переслали его письма Иоганну Тецелю (которому поручено было распространение индульгенций), который в декабре того же года напечатал ответ Лютеру. После этого Лютер решил отправить свои тезисы некоторым богословам, которые впоследствии и убедили его в том, что их необходимо также напечатать. Таким образом, публичная деятельность Лютера против злоупотреблений Католической Церкви началась зимой 1518 года.

Краеугольным камнем Реформации стало учение об оправдании одной только верой. К учению об оправдании верой Лютер шел довольно долго. Лютер много и мучительно размышлял о Божией справедливости и Божией милости. Долгое время его мучило осознание того, что Божия справедливость заключается лишь в наказании грешника. Он задавал себе вопрос: «Где я найду Бога милующего?» Приступив к подготовке академического курса по Посланиям Апостола Павла к римлянам и галатам, Лютер открыл для себя освобождающую истину, что Божия справедливость состоит в том, что Бог оправдывает нас через веру в Иисуса Христа. Бог не ставит прощение грехов в зависимость от наших дел. Прощение даруется даром, без каких либо условий: Сам Христос уже претерпел наказание, заслуженное людьми. Ни один человек не может своими делами заслужить Божией милости и благодати. Единственное, что требуется от человека в ответ на Божий призыв – личная вера в Спасителя (которая сама по себе есть Божий дар, благодать). Так родилась базовая доктрина протестантского мира: Спасает только Христос (solus Christus), только верою (sola fideo) и только исключительно благодатью Божией (sola gratia). Жизнь вечная даруется Богом. Лютер был убежден, что, что сердце Реформации – это доктрина об оправдании благодатью. Она предшествует даже доктрине sola fide – оправдание только через веру.

Источник: Радио Мария, «Точка отсчета», 30 октября 2013 года